Комбинированная эстафета. Состоялась зимняя городская комбинированная эстафета (восьмая по счету), протяженность маршрута 37 км разделена на 17 этапов. В этом трудном испытании впервые победу одержали спортсмены СК «Салют». Капитан команды Вячеслава Грачев.
Эстафета. В традиционной городской эстафете 1963 года вновь сильнее всех оказалась команда спортклуба «Салют». Вторым призером стали «румбовцы», а третье место досталось команде КУАТ.
Среди школьников быстрее всех оказались спортсмены школы № 10.
Футбол. Команда футболистов КФК «Металлист» стала чемпионом обкома профсоюза 1962 года и в этот же сезон выиграла первое место в областном чемпионате среди команд третьей группы.
Новые формы работы.
В физкультурно-спортивной деятельности СТЗ появились новые формы работы. Особого внимания заслуживает организация и проведение летних и зимних комплексных спартакиад по различным видам спорта.
Альпинизм. В коллективе физкультуры СТЗ открыта секция альпинизма. Ее организаторами стали Б. Мартюшев и В. Гурков.
В шестилетнем возрасте, а было это в 1944 году, Володя Тушков пошел в первый класс школы № 1.
– Первоначально уроки физкультуры, – рассказывает он, – вел у нас бывший фронтовик, учитель математики М. Тычин. Затем на смену ему пришел другой учитель, фамилию которого, к сожалению, не помню. Неподалеку от школы, где был «Щербаковский рынок», было большое поле. Зимой здесь прокладывалась лыжня, проводились школьные и городские соревнования, а летом горели футбольные страсти.
Городские соревнования по разным видам, проводились по школьной программе, во всех видах В. Тушков отличался в лучшую сторону, а вот в лыжах результаты были скромнее. Наверстать пробелы в этом виде спорта помогла организованная самодеятельная секция по прыжкам с трамплина и зимнего двоеборья.
В 1947 году по инициативе Владимира Тугаринова на склоне горы Богатырек был спланирован трамплин, а затем в 1948 году организовалась спортивная секция (тренера, как такового не было).
Интересный это был человек. Родом он из московской дворянской семьи. В Москве окончил высшую школу тренеров. А в годы репрессий, в 1937, был сослан на Урал, без права проживания в областных городах. Неизвестно, как сложилась бы история каменского спорта, не попади он в наш город.
– Тугаринов был настоящим мастером, – продолжал свои вспоминания Владимир Тушков, – мы вместе с ним, Журавлев, Паркинен и другие ребята, с применением подручных средств и материалов, соорудили нечто похожее на трамплин. Первоначально прыгали с него. Позднее был построен деревянный трамплин, мощность которого рассчитана на 30 метров. Впоследствии рядом с трамплином появился небольшой домик, где можно было переодеться. Вот так начиналось в городе зимнее двоеборье и прыжки с трамплина.
Среди «пионеров» в этих видах спорта были: Тушков, Елунин, Докучаев (кстати, начальник УВД города), Журавлев, Садовников, Паркинен и другие.
Для нас, мальчишек послевоенных лет, это была настоящая отдушина Мы дневали и ночевали там. Бывало, вместо школы поворачивали на трамплин. Картошки, хлеба с собой наберем, кто чем богат, сами знаете, после войны ведь скудно все было.
Картошку пекли прямо в печке и потом соревнования между собой на трамплине устраивали. Уговор такой был: кто выигрывает – тот три картошины получает, второму приз – две картошки, кто третий результат покажет – одну, а четвертый... все – наелся. Садились за стол, и конечно же не обижали тех, кто не попал в призеры.
А еще врезался мне в память один случай из своих юношеских спортивных лет. Тугаринов, видя наши старания, азарт и бесстрашие, бедную одежонку и безотцовщину, сделал нам подарок. Спорткомитету были выделены деньги на лыжи.
Мне, Зырянову и Шабурову было велено прийти в магазин «Динамо», располагающийся на площади Горького. Там из рук Тугаринова мы получили, то о чем так мечтали. Счастливые и гордые, пешком, в обнимку с этими лыжами, мы шли по городу, до нашего второго дома – трамплина на Богатырьке.
Боже мой! Какие это были километры! Хотелось, чтобы они не кончались. Сейчас этот спортинвентарь годится разве что для музея, а по тем временам это было за пределами мечты.
Крепления у лыж были простые, еще пятка не отрывалась, а ботинки были кожаные, американские, солдатские. Чтобы пятка не отходила от лыжи во время полета, вместо крепления мы делали резинку. Подготовка к прыжку заставляла повозиться с креплением. Владимир Антонович помогал нам, показывая, как надо правильно делать, а потом надевал лыжи, поднимался на трамплин и прыгал.
Следом за ним и мы. Незабываемые это ощущения. Пусть недолго, какие-то секунды, но ты летишь как птица, расправив крылья.
Все шло хорошо, но однажды, по своей глупости, мне пришлось «опуститься на землю». В тренировках произошел перерыв.
Как-то я решил похвастаться перед ребятами охотничьим ножом. А Вовка Журавлев, не смущаясь, попросил его в подарок. Не задумываясь о последствиях, я ублажил прихоть своего друга.
От стыда перед ребятами, перестал ходить в секцию. Оставил там свои лыжи. Видя мои страдания, родители сжалились, купили у соседей какие-то допотопные охотничьи лыжи. Отец распарил их в кипятке и загнул носки. К лыжам пожертвовал свои парадные ботинки. Я приспособил к ним крепления, и тайком от всех пробрался к трамплину. Удалось разок прыгнуть. Слава богу, с лыжами на ногах приземлился.
Диверсию такую от ребят разве скроешь? Они меня обратно притащили в секцию, сказали, что скоро будут соревнования.
Это был 1949 год. Тугаринов, не забывал о нас, но быть постоянно на тренировках, в силу своих обязанностей председателя горспорткомитета, он не мог. Таким образом, мы самостоятельно осваивали науку прыжков и гонок.
И надо сказать, что мы быстро поднаторели в этом деле. По принципу «у кого что лучше идет», разделились по направлениям: зимнее двоеборье (прыжки с трамплина + гонка 15 км) и чистые прыжки с трамплина. Например, В. Журавлев, Берсенев, Г. Поросенков, Р. Паркинен облюбовали двоеборье, а у меня одинаков хорошо получалось и в двоеборье и в прыжках.
В 1963 году каменская команда, в состав которой вошли Владимир Тушков, Петр Зырянов, Владислав Шабуров, Олег Кочетов, Борис Свиридов и Владимир Журавлев впервые приняла участие в первенстве РСФСР среди юниоров, проходившем в Перми. Там была довольно сложная программа, включающая в себя, кроме прыжков и лыжной гонки, еще и нормативы по ОФП.
Там в чистую мог выиграть Свиридов, но в прыжках, при приземлении, он сломал лыжу. Зырянов занял второе место, а Тушков стал третьим призером.
Потом состоялось первенство СССР, следом спартакиада народов РСФСР в Кирове. Мы там выступали своей каменской командой, там в прыжках и в двоеборье было что-то около 500–600 человек со всей России. И мы выступили там довольно успешно, попав в двадцатку сильнейших.
В 1960 году Тугаринов предлагает Владимиру Тушкову, работающему на электромеханическом заводе, перейти тренером. Не сразу, но все-таки после долгих уговоров, он принимает это предложение. В 1963 году на соревнованиях в Кирове Тушков, «играющий тренер», становится мастером спорта СССР по зимнему двоеборью (первым в городе!). Это были крупные личные соревнования, на приз имени Кирова. Премиальные были очень солидные: 1200 руб., золотые часы и многое другое.
В 1966 году на соревнованиях в Томске Тушков прыгнул на 76 м и занял 3 место и включен в состав сборной области для участия в финальных соревнованиях второй зимней Спартакиады народов СССР. Это первый спортсмен нашего города, получивший путевку на финал Всесоюзной Спартакиады.
Из воспоминаний Владимира Тушкова.
В разные годы у меня в секции появились ребята, известные в городе по своим высоким результатам. Василий Забродин – в 60-м году, Толя Чемезов в 59-м году, лет по 10–12 им было. Первым норматив мастера спорта выполнил Василий Забродин. Он всю жизнь в «Труде» был, а Чемезов ушел в армию, потом в «Динамо» выступал. Забродин и Чемезов были в сборной страны в юношах, но они никуда не выезжали.
Когда парни стали более или менее успешно выступать, встал вопрос о строительстве нового трамплина. Вопрос этот решился не сразу. Все упиралось в деньги и в проект трамплина. Упустим подробности с получением проекта, поисков подрядчиков на строительство. С большим трудом и проблемами, но трамплин был построен, но не «доведен до ума». (Присланный типовой проект трамплина, был для использования деревянных лыж, а не для пластиковых, где скорость отрыва совсем иная – прим. авт.) Снегу было завезено около 200 машин 14 марта в горкоме партии сказали сдать, доделано или нет.
Мы хорошо начали выступать, когда были под опекой профсоюза. Приличная была команда: Шелудняков, Шонохов, Рыбин. Как то поехали мы на первенство ДСО профсоюза в Нижний Тагил. Я сделал предварительную заявку.
Приезжаем мы на место соревнований, и также приезжает команда свердловчан, под флагом области. А нам главный судья ультиматум ставит: «А вы мне не нужны, у нас команда Свердловской области уже есть».
Как-то сумели мы в Свердловск, до Юрия Михайловича Задорина дозвониться. И тот ночью пишет приказ, что команда Каменска – имеет статус филиала. Мы всё тогда выиграли, став филиалом.
После перенесенной операции в 1969 году, в возрасте 31 год, я вынужден был прекратить активное участие в соревнованиях. После выхода из больницы я собрался было ехать на первенство ЦС ДСО «Труд». Приехал в облсовет за разрешением на поездку, а там мне сказали: «Пошел вон отсюда, больной!». Обидно было, но мне действительно нельзя было прыгать. Свою тренерскую работу я закончил в 1982 году, не оставив замены. Прощай, трамплин. Прощайте, полеты…