Если честно, идея интервью с Сергеем Казаковым, руководителем Центра развития физической культуры и спорта, была сугубо делового формата. Город, как и вся область, продолжает обновлять свою действительность на фоне борьбы с коронавирусом. Спортивная составляющая нашей жизни начинает оживать. И в этом, прежде всего, задействованы спортивные объекты. И ведь именно они в Каменске находятся в ведении Центра, который возглавляет Сергей Анатольевич.
Но у нашего с ним разговора оказался приятный бонус. Казакову 31 июля исполняется 60 лет. Так что сухое и логичное обсуждение возвращения спорта в Каменск чуть позже. Начнем с личных достижений Сергея Анатольевича. И его роста в спортивной структуре города.
Угадать с мечтой
— Красивая дата. Но мне 46 лет, и я не вижу разницу в возрасте. По настрою, своей работе, физической форме… я считал вас сверстником. Ладно, с комплиментами закончим. Есть очень важная деталь для спортивных чиновников. Они ведь не из какого-то дежурного кресла пересели. В спорт пришли не ради должности, а со своими победами. Какая ваша история?
— Первая моя детская спортивная любовь — это лыжные гонки. На базе трубного завода. Легендарный тренер Илья Сергеевич Никонов. Благодаря ему лыжный спорт стал для меня чем-то особым. Год позанимался в радость. Но потом заболел серьезно. И после паузы мне было как-то неловко возвращаться. Не мог сразу дать те результаты, которые были.
После восьмого класса поступил в алюминиевый техникум. Там так же была замечательная секция по лыжным гонкам. Ее возглавлял Василий Степанович Соболев. Но опять был год с какими-то комплексами. Понимал, что где-то упустил время. Это, кстати, стало очень важным для меня уроком, когда сам стал тренером. Но об этом позже.
Но все равно на городском уровне брал награды самого высокого уровня. Понимал, что угадал со спортом — это не просто хобби. А тут еще появились хорошие результаты в легкой атлетике. Ну, победа на первом этапе районной эстафеты в 1978 году, когда соперники были высокого уровня — грело душу. Это при том, что я официально считался лыжником.
Найти себя
— Как сын тренера знаю, что для смены формата нужен особый толчок.
— Да, после окончания техникума устроился на трубный завод. А там легкая атлетика, как и футбол, хоккей и конькобежный спорт, были главными видами спорта. Но лыжи оставались моим вторым видом спорта. Первая любовь — это ведь в спорте очень важно. Грамоты за победы тут сохраняешь на всю жизнь.
- Но потом были серьезные перемены. С трубного перешли на литейный завод. Там легкая атлетика была вне конкуренции.
— Там Александр Сергеевич Цуканов возглавлял спортивную организацию. Был директором стадиона «Космос». И важный факт, что там создали спортивную школу по легкой атлетике. Её Цуканов предложил мне возглавить. И это год 1982−1983, когда мы с моим коллегой Александром Зыковым, который так же завершил соревновательную карьеру, сосредоточившись на тренерской, начали свою работу.
— Но тяжело было заканчивать именно спортивную карьеру, как действующего атлета?
— Конечно. И все-таки радовали успехи, которые спортсменом почувствовал. Главным показателем были городские эстафеты «Каменского рабочего». Там гранды: КУМЗ, ПО «Октябрь», СТЗ, УАЗ, политехнический техникум… А мы, литейный завод, несколько лет подряд были в призах.
Тренер
— В итоге вы стали тренером. И ведь есть повод для гордости?
— Первой, кто у меня добилась успехов, это Наташа Цуканова (Савосина). Она была еще призером первенства РСФСР. Была участником сборной «Трудовых Резервов» страны. Это уровень Кубка России. КМС в легкой атлетике — это весомый результат. Но это первый результат. Потом были мастера спорта. Виталий Невьянцев соревновался на Универсиаде в Загребе.
— Но у вас же «железные» спортсмены. Вот без травм. Не форсировали подготовку спортсменов. Невьянцев сейчас тренирует Анну Тропину, члена сборной страны, но еще и сам не сошел с беговой дорожки.
— Да, в 6 лет пришел ко мне заниматься в 1989 году. И до сих пор выступает. Как говорится, играющий тренер. И не он один, кто после меня сменил несколько тренеров, но работает без травм.
— То есть мышцы правильно тренировками «укутали» в ранней стадии?
— Получается так. Но это факт — карьеры спортивные без травм. Если, конечно, соперник шиповкой не наступил.
Спортивный начальник
— А как получился переход в спортивные начальники?
— Ну, у меня было два захода в спортивные начальники. Как-то так меня жизненная интуиция выводила. В начале была особая история создать спортивный класс, легкоатлетический, в школе № 10 (теперь это лицей — ВК). Под шефством литейного завода. У нас было четыре тренера. Были предварительно набраны школьники, 1973−1974 года рождения. Тогда это был 6−7 класс. С родителями договорились. 15−16 человек со всего города набрали. Но не получилось. Какие-то конфликты возникли. У меня было разочарование, вот и решил тренерскую работу бросить. И мне как раз предложили возглавить спортивный комитет Красногорского района.
— Но лицей № 10 у нас сейчас наше школьное легкоатлетическое всё в городе. То есть зёрнышки свои бросили.
— Не скажу, что мы это «заложили». Но, возможно, появилась аура какая-то. И лицей № 10 у нас лидер по легкой атлетике. Там работаем замечательный тренер Александр Хаустов.
— Но вернемся к спорткомитету Красногорского района.
— Отработал я там два года. Главное достижение: мы провели спортивную спартакиаду района. Среди школьников. Хорошая была совместная работа с начальником управления образования Красногорки Владимиром Армениновым (кстати, чемпион Всемирной универсиады по хоккею — ВК). Школы, которые становились призерами, получали премии. Солидные денежные бонусы.
Но на фоне того, как я видел спортивные победы, мне захотелось вернуться в этот мир. Ушел на меньшую зарплату, ради ставки тренера. Перебрался в областную школу «Трудовых резервов». Был хороший ритм, много соревнований. Но в город вернулся в итоге. Здесь началась своя «движуха». Открылась школа олимпийского резерва. Но в какой-то момент понял, что устал от спорта. Сборы, подготовительный период, старты… это уже не «горело» в душе. Да еще и сын родился. В итоге всё резко поменял в своей жизни. Перешел работать на трубный завод. В цех Т-4, мастером.
Трубный
— Ну, на трубном спорт — это религия. Т-4 — самое спортивное отделение. Не остались ведь в стороне?
— Конечно, куда я денусь. Пусть и в формате ветеранов — 40 лет и старше. И на лыжах стал бегать, участие в эстафетах. Далось всё не сложно. Физически был подготовлен.
Началось
— И потом…
— После семи лет работы на трубном заводе Александр Сергеевич Цуканов предложил мне вернуться в спорт. Стать чиновником — не тренером. Директором муниципального учреждения спорткомитет, который в итоге стал Центром развития физической культуры и спорта.
Мечта
— Я знаю, что у вас есть мечта: легкоатлетический манеж. Судя по голосованию на сайте городской администрации, в Каменске он должен появиться.
— Знаете, я рад, что мои мысли сбываются. Когда я пришел работать в должность руководителя спорткомитета Красногорского района, то решил, что нам нужно развивать спортивные дворовые площадки. Просто, человек пришел после работы и ему нужно заняться спортом. Для себя. Во дворе. Турники, перекладины. Я пытался это идею «продвинуть». Не получилось. Но всё мы в итоге получили в воркаут-площадках, которых в городе достаточно теперь.
Когда я пришел в спорткомитет, то озвучил идею, что нужно возрождать базу «Металлист». Что сейчас там происходит — вы все видите. Теперь я думаю о легкоатлетическом манеже. Там ведь можно объединить несколько видов спорта. Не только легкую атлетику. Там смогут ужиться еще баскетбол, волейбол мини-футбол и т. д. Спорта в Каменске хватит.
На следующей неделе читайте наше продолжение интервью с Сергеем Казаковым. О возвращении спорта в Каменске-Уральском в мире коронавируса.