Поговорить с Юрием Кандауровым мы планировали давно. В этом сезоне 29-летний голкипер «Синары» показывал в некоторых матчах выдающуюся игру. И вполне объективно его признали лучшим игроком чемпионата Свердловской области в октябре. Но он вполне мог претендовать на этот титул каждый месяц. Накануне мы все-таки пообщались с Юрием. Удивительно обаятельным человеком и талантливым спортсменом.
Прорывной год
- Тебя можно поздравить с неплохим сезоном. Хотя, давай честно скажу, как болельщик. В этом году ты показал классную игру. Для меня это был лучший Юрий Кандауров, которого я видел. Но это ведь не вяжется с тем, что команда выиграла не все титулы нынче. В прошлом году было три (чемпионат, Суперкубок и Кубок области). Нынче – один (Суперкубок).
- В плане командных результатов сезон, конечно, не самый удачный. Да, один титул. Но о своей игре могу сказать, что сезон получился прорывным. Результат был ровнее и чище, чем было раньше. Многое получалось.
- И в чем секрет такого рывка?
- Начал правильно тренироваться. Отрабатываю компоненты, которые мне реально пригодились. Та же игра на выходах. Очень много над этим работал. Акцент оставался на правильную позицию в воротах. Работа шла каждый день. Я чувствовал ее ритм и результат.
- Забавно слышать от тебя: правильно тренироваться. От человека, которые возвел тренировку в культ. Твоя работоспособность восхищает. Ты же работаешь и после тренировки. Все пошли отдыхать. А ты остаешься на поле. С продолжением тренировочного процесса. Упражнение в личном формате. А еще просишь партнеров, чтобы удары отработали. Где силы берешь?
- Просто хочется стать сильнее.
Сила в тренировке
- Но ты уже не первый год в таком ритме живешь. Квартира на пятом этаже: вверх – вниз каждый день. Рядом школьный стадион, где тебя постоянно можно встретить бегущим по дорожке. Даже в выходные.
- Это уже привычка. Не тяжело. Да, и я изменил тренировочный процесс. Еще года три-четыре назад я все-таки работал не очень правильно. Брал большие физические объемы. А вот игровые моменты не отрабатывал.
- Понял что-то новое в сути тренировки вратаря?
- Да. Благодаря тренеру вратарей главной областной команды «Урала» Андрею Шпилеву. Он много информации выкладывает в интернете. Это сыграло большую роль. Копирую тренировки.
- А игровые модели каких-то известных вратарей ты проецируешь на себя?
- Конечно, есть вратари, которые являются примером. Пытаюсь понимать их ритм работы. Того же Тер Штегена из сборной Германии. Техничный, пластичный, прыгучий. И психологически сильный.
Такая важная психология
– Да, кстати, насчет психологии. Была не самая сильная твоя сторона. Ошибка собственная могла тебя просто «убить». Как минимум, на игру. Как ты с этим своим «минусом» боролся?
- Да, два-три года назад я психологически был намного слабее. Сейчас мне помогает то, что читаю литературу по психологии. Визуализация, представление образов. Да, именно в психологии был большой шаг вперед в этом году.
- Ты активно ведешь игру. Самый громкий человек на поле. Постоянные подсказки партнерам. Это часть спасительной психологии?
- Это мне помогает находиться в игре. Мне сложно быть в стороне. Я ведь на поле с парнями.
- А партнеры по команде не говорят: «Чего орешь. Всё мы понимаем!»?
- Раньше было такое. Сейчас уже привыкли.
- Ну, и авторитет в команде уже есть.
- Да, конечно, больше прислушиваются.
Уже и тренер
- Ты же еще стал и тренерской работой заниматься.
- Для себя лично в большей степени. Занимаются с вратарями детских команд «Синары». Попросили. Мне это нравится.
- То есть ты уже педагог. Не раздражает ситуация?
- Не раздражает. Но она, кончено, требует серьезных усилий. Начинаешь понимать, что тяжело совмещать игровую и тренерскую практику. Очевидно: если хочешь быть серьезным тренером вратарей, то игроцкую карьеру надо заканчивать
- Но ты видишь в будущем себя в качестве тренера?
- Мне хочется это попробовать уже серьезно. Когда наиграюсь сам. Работать с вратарями – это такая мечта на будущее.
Играть до 45 лет
- А свой вратарский предел уже определил? Ну, когда наиграешься. Если без травм, разумеется.
- 40-45 лет (улыбается). Когда завершают классные вратари.
- Есть желание попробовать себя на другом уровне. Не чемпионат области.
- Желание есть. Но я же понимаю, что не хватает определенных знаний. Даже если брать следующий уровень – КФК, вторая лига чемпионата России – там игра идет быстрее, тяжелее ориентироваться. Навыки должны быть другими. Конечно, в идеале, если бы была возможность поработать с каким-нибудь профессиональным тренером вратарей (месяца два-три), то хорошие перспективы… А самоучке, конечно, тяжело.
О личном
- Теперь о личной жизни. У тебя было достаточно хулиганистое детство. Курил, ругался матом. И это в 8-10 лет. Когда понял, что перестаешь быть балбесом?
- Когда пришел в футбол. Начал заниматься у Евгения Макаричева. Просто пришло понимание, что спортсмен должен не пить и не курить. За здоровый образ жизни.
Плюс еще была история отца. Родители у меня развелись. Отец выпивал. И я видел его в этом состоянии. И я тогда понял, что не должен быть таким.
- Соблазны же были? И остаются. В команде же есть традиции.
- Традиции есть. Но от меня отстали с призывами налить. Компанию составлю, но пить не буду.
- Да, поздравляю, что совсем недавно исполнился год, как ты поженился. Это совсем не случайность. Вы до этого с Евгенией уже 11 лет были вместе. Собственно, и познакомились на футболе. Помнишь это?
- Обменялись контактами. Предложил встречаться. Хотя она первая написала в соцсетях.
- Женя часто приходит на матчи «Синары». Тебе это помогает?
- Мне нравится, когда приходит Женя или мама. Или другие родственники. Стимул дополнительный. В их присутствии хочется лучше сыграть. Всегда же понимаешь, где Женя болеет. Посмотришь - уже хорошо.
- Но без воздушных поцелуев?
- Конечно.
- А дома после игр какое-то обсуждение идет?
- Раньше я был очень «закрыт» в этой теме. Если игра шла плохо, то просто «уходил в себя». А сейчас мне стало легче. Можно поговорить. Рассказать ситуацию со своей стороны. Что я должен был сделать. Стало легче.
- Насколько важно для футболиста иметь надежного друга, жену?
- Это психологически очень помогает. Плохо держать всё в себе. Нервный срыв не нужен. Это мешает тренировкам, игре. Легче выговориться.
О болельщиках и заменах
- Давай продолжит тему душевную. На этот раз о болельщиках. Вы с Виктором Ляховым и Алексеем Юлдашевым – любимчики трибун. Вот каменский болельщик действительно самый понимающий?
- Наши болельщики лучшие. Но и в других городах могут объективно похвалить. Но дома особенно чувствуют, когда приезжает серьезный соперник. Тот же «Жасмин» (чемпион области – СК).
- Очень важный момент для игрока, когда его заменяют. Ты всегда из-за этого переживаешь? Мол, не доверяют.
- Раньше серьезно переживал. Не был основным игроком. Ошибусь – «посадят» на скамейку на 3-4 игры. Сейчас к этому проще отношусь. Но есть иногда ощущение, что не наигрался. Но понимаю, что молодые должны свои 10-15 минут провести на поле.
- Не наигрался? Знаешь, вот в конькобежном спорте, например, после спринтерских соревнований спортсмены «набирают» свои километры на велотренажерах. Ты и после игр «Синары», когда «не доработал», бегаешь свои километры?
- Ну, сейчас нет. Раньше пробовал. Но это реально тяжело. Есть же недельный цикл. И хотя бы один день нужно отдохнуть.
Что с вратарской школой в России
- Теперь глобальный вопрос. Вот уровень российской вратарской школы в футболе он – достойный?
- Как сказать. Мы на Игоря Акинфеева молимся двадцать лет. И рядом с ним никого не видим. Видимо, не все в порядке.
- Ну, тут Матвей Сафонов нас порадовал.
- Да… А как будет дальше? Кого-то еще ждать?
И о будущем
- И какая твоя главная мечта в спортивной жизни? Есть какой-то ориентир?
- Хочется проверить себя в турнире высокого уровня. Не думаю, что получится. Но… хотя бы сыграть с классной профессиональной командой. Почувствовать свой уровень. И просто стабильности.