Войти

Авторизация

Для авторизации на портале нажмите на иконку соцсети, почты или иного сервиса, в котором вы зарегистрированы.
Для первой авторизации, возможно, потребуется дополнительное подтверждение ваших данных.

У вас нет аккаунта в соцсетях? Авторизуйтесь на портале при помощи формы авторизации или зарегистрируйтесь

Усталая улыбка от Виталия Хомицевича. Итог рабочего дня.
Усталая улыбка от Виталия Хомицевича. Итог рабочего дня.

Вы еще попробуйте его на интервью заполучить. Звоню вечером в начале седьмого, в ответ: «Перезвоните через час. У меня тренировка». Ну, через час, так через час. И на следующий звонок: «Выезжаю с «шанхая», буду минут через тридцать».

Понятно, почему первый вопрос к директору спортшколы «Юность-ДОСААФ» Виталию Хомичевичу именно об этом:

- Что за тренировка? Почему «шанхай»?

- Ну, попросили меня. Там ребята как-то одномоментно остались без кружков-секций, не бросать же их на улице. Пару раз в неделю занимаюсь с ними. Только вот гонят нас из пристроя, где байки стоят: мол, не положено и бензином пахнет. Понятно, что «не положено», но где технику ставить? Она, кстати, с пустыми баками хранится, топливо только на время тренировок заливаем. Ничего, решим и этот вопрос.

- У вас в школе три с половиной сотни подопечных…

- 361.

- Тем более. Плюс штат тренеров и другой персонал. На вас общение с властями, спонсорами, родителями, партнерами. Не хватает вопросов?

- Хватает, конечно. С детьми сейчас вопросы занятости в принципе непростые. Сидят дома — в гаджетах пропадают, вне дома без дела — могут во что-то нехорошее вляпаться.

- Да так всегда было…

- Не совсем так. Риск связаться с нехорошей компанией, понятно, присутствовал, но соблазнов все-таки вокруг поменьше было, а неравнодушной общественности вокруг побольше. И требования другие к подрастающему поколению были, а теперь приходят парнишки, возимся с техникой, просишь: «Подай крестовую отвертку», а он и не знает, что это такое. Говоришь: «С плюсиком» - а-а-а, понял.

Хомицевичам младшим не надо объяснять особенности работы техники. Племянник Максим и дочка Вика.
Хомицевичам младшим не надо объяснять особенности работы техники. Племянник Максим и дочка Вика.

- У вас в школе, что, дети сами технику ремонтируют?

- У нас в школе все дети технически грамотные. Цепь, колесо, газ-тормоз — они должны знать и понимать, как и что крутится, потому что от этого зависит их результат. Какой-то сложный ремонт если, то взрослые включаются, а с мелочевкой они сами должны справляться. И это совсем другое чувство, когда ты тренируешься или соревнуешься на технике, которую до винтика разбирал-собирал. Я и сам по этому пути прошел, так что ничего особенного в этом не вижу. Разбираться в технике, уметь водить — разве плохо?

- А сами какую технику водите?

- Любую. Кроме, конечно, авиа. Недавно трактор понадобился гусеничный для подготовки трассы. Едва нашел, спасибо УАЗу, а то все предприятия от таких уже практически избавились. Вот на тракторе том сам , где вираж делал, где трамплин нагребал. Не все время, понятно, за штурвалом сидел.

- Да, ваша спортшкола такая, что спортивные результаты от техники сильно зависят.

- Не меньше, чем наполовину. У нас четыре направления: картинг, мотоспорт, ВМХ и водно-моторный. То есть везде техника присутствует.

Виталий Хомицевич: "Справимся с любой техникой".
Виталий Хомицевич: "Справимся с любой техникой".

- Дорогая?

- Спорт вообще недешевое удовольствие. И чем выше классом спортсмен, тем дороже его экипировка, услуги тренеров, врачей, консультантов, питание, лечение и прочее. У нас, естественно, все проще, плюс многие расходы школа берет на себя, плюс помощь спонсоров и партнеров. И еще Китай здорово выручает.

- Серьезно?

- Почти. У нас  ВМХ - велосипеды сплошь производства этой страны. Японским они, конечно, проигрывают, но обучение-то можно и на этих проводить. Стоимость на порядок ниже, цена на запчасти в разы меньше и их достать проще.

- А у вас был любимый мотоцикл?

- Не было нелюбимых. Поймите, каждый гонщик свой мотоцикл под себя настраивает. Нет какой-то марки, чтобы она сразу готова на все 100. От базовой комплектации мотоцикла мало что остается. Например, был у меня экземпляр: рама — голландская, мотор – «Ява», но и в нем карбюратор тюнинговый, вилка – немецкого производства и так далее. Шиповку колес делал сам, своими руками. Раскрас мотоцикла свой, эксклюзивный. В основном этим всем отец занимался и Евгений Стасюк, механик нашей школы, но и я участвовал. У меня парочка мотоциклов еще с соревновательных времен осталась, так недавно от финнов запрос пришел — продай. Времени уже лет семь-восемь прошло, а «самоделки» все еще востребованы. Да что говорить, я на такой же «самоделке» и свои первые соревнования выиграл — на мопеде (50 куб. см), который отец до соревновательного уровня довел. Мне тогда 11 лет было.

Когда дочка рядом - любой мотоцикл классный.
Когда дочка рядом - любой мотоцикл классный.

- До мирового чемпионства лет было больше, чем прожил…

- В 2003-м все решилось в последнем заезде. Немец Гюнтер Бауэр отставал всего на два очка, мотоцикл у него был отличный, просто великолепный, весь берлинский стадион за него болел. Но за счет победы над Гюнтером в предварительных заездах моя стартовая позиция была лучше. С нами в том заезде еще Володя Лумпов был и всеобщий любимец швед Пер-Олаф Серениус. Я заезд выиграл, а с ним и чемпионат.

- А на следующий год только второй. Подумать только, говорим о чемпионате мира и вроде как сожалеем: только второй. На таком уровне и вторым стать непросто.

- Там на самом деле та еще история приключилась. У меня было на очко больше, чем у Буланкина, то есть мне можно было приехать хоть каким, но впереди его. А Ване Иванову, другу моему каменскому, чтобы обойти Колю Красникова и получить место на пьедестале, в заезде нужно было занять место не ниже второго. То есть финал был чисто российским, хоть и опять в Берлине. Со старта Красников упал и был дисквалифицирован. Осталось нас трое. С повторного старта мы — Иванов и я — вырвались вперед и уверенно лидировали, а Буланкин ехал третьим. В общем, круг, второй, нас с Ваней все устраивает, мы все контролируем, и вдруг Ваня сбросил скорость, я, чтобы в него не врезаться, - тоже. И Дима Буланкин нас просто объехал и финишировал первым. А оказалось вот что: шел дождь, и в качестве защиты от капель мы приспособили картинговый визор (такая штуковина с лопастями, которые крутятся и воду сбивают, — она реально помогала). Ну, и по закону подлости, в самый ненужный момент эта приспособа у Вани начинает съезжать набок, он ничего не видит и сбрасывает газ. Я, конечно, за Буланкиным в погоню бросился, но уж больно фора большая была. И Ваня приехал третьим и на пьедестал не попал. Это был хороший урок: даже если все идет хорошо, продолжать контролировать ситуацию. Теперь мы с ним те моменты со смехом вспоминаем, с юмором, а тогда, конечно, расстроились.

Многократные чемпионы мира. Виталий Хомицевич с одним из своих постоянных соперников Николаем Красниковым.
Многократные чемпионы мира. Виталий Хомицевич с одним из своих постоянных соперников Николаем Красниковым.

- Успех 2003 года повторить так и не удалось, но вы пять раз становились чемпионом мира в команде, успешно выступали за разные клубы, попробовали себя за рубежом. И в вашем виде спорта можно выступать долго — пример того же Серениуса, который в 1978 году начал гонять на чемпионатах мира, а вы только родились; выросли и соревновались с ним на ледовых дорожках. Пер-Олаф до 68 выступал, еще один швед - Конни Фастессон - до 72. Почему закончили в 37?

- Я получил травму, стандартную гонщицкую — разрыв коленных связок. Ну, получил и получил, не первый же раз. Прооперировался в Челябинске, на этапе реабилитации выяснилось, что какой-то болт что-то там не так стягивает. В общем, нужна повторная операция, чуть ли не тяжелей первой, в противном случае о спорте надо забыть. Я раздумывал, заканчивать карьеру или нет, и тут подоспело предложение возглавить муниципальное бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд по техническим видам спорта города Каменска-Уральского». Я его принял.

- А на нынешней должности как оказались?

- Детско-юношеская спортивная школа    автомотоспорта    ДОСААФ в Каменске-Уральском появилась благодаря Владимиру Васильевичу Друзю. После его смерти по инерции ее воспитанники еще показывали высокие результаты, но уже в 2006-м я, мой брат Дмитрий, Даниил Иванов и Иван Иванов перебрались в Тольятти, вернее — вынуждены были перебраться. Чтобы было понятней: у нас на троих — я, Дима и Даня — семь личных мировых чемпионских титулов, а на всю четверку командного мирового золота — и не сосчитать, про серебро и бронзу вообще молчу. А мы тогда еще в силу только входили, большинство побед еще впереди, но в Каменске дела шли все хуже и хуже, и нас, гонщиков топ-уровня, многое не устраивало. К 2015-му школа еще функционировала, но с финансированием ее тогда было все непросто. И власти решили чисто организационно центр, который я возглавил, и школу ДОСААФ объединить. Так 22 октября 2015 года появилось муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Каменск-Уральская детско-юношеская спортивная школа по техническим видам спорта «Юность-ДОСААФ», а я стал ее руководителем.

Великая династия Хомицевичей
Великая династия Хомицевичей

- При всей популярности мотоспорта у нас в городе, это ведь все еще коммерчески невыгодный вид спорта. Конечно, по части техники вам где-то ДОСААФ подмогнет, где-то область выделит, а как те же соревнования проводить, если директор сам трактор ищет?

- Ну, это извечная головная боль. Только техническая часть — трасса, трибуны и так далее - это где-то полмиллиона. А за билеты вот на последних соревнованиях мы порядка 200 тысяч выручили. Недостающие средства изыскали благодаря тому, что у школы имеются автомойка, лодочная станция…

- Скоро и кораблик прогулочный появится.

- Да. Хотим назвать - «Ласточка». Пока он в стадии обкатки, до ума доводим.

- Директорские дела не надоедают? Не хочется самому в седло и — в гонку?

- Не особенно. Хотя на какие-нибудь выставочные заезды — почему бы и нет? Вот Гюнтер Бауэр не так давно звонил — приглашал на свою прощальную гонку. Я уж, было, собрался, у меня и виза еще действующая, и маршрут мы с Александром Балашовым, его тоже пригласили, продумали — как добираться будем до места. Но Гюнтер перезвонил, извинился, сказал, что мероприятия с участием российских спортсменов не разрешают. Не сложилось.

- Все течет все меняется. У каменских болельщиков теперь тоже настроение другое, другие разговоры.

- Раньше зритель на гонки приходил: о, я с этим в школе учился, а я с этим во дворе жил, а мне вон тот через дядьку родственник. Все это сближает спортсмена и зрителя, роднит. А теперь приходится слышать: за кого болеть? Обидно. Но есть в этом доля истины. Нужны новые звезды — собственные, не привозные. Будем искать, будем тренировать.

Чемпионы мира Дмитрий и Виталий Хомицевичи: они знаю, что все у каменского мотоспорта будет хорошо.
Чемпионы мира Дмитрий и Виталий Хомицевичи: они знаю, что все у каменского мотоспорта будет хорошо.

- Ориентация на местные кадры — это здорово. Может, кто из воспитанников Дмитрия умножит гонщицкую славу Каменску…

- Да, стартовал брат на тренерском поприще очень хорошо. На прошедшем первенстве УрФО в каждом классе его ученик на пьедестале.

- А как так получилось, что вы — шестикратный чемпион мира — заслуженный, а он — десятикратный — только международник?

- Для себя я думаю так: я звание заслуженного мастера спорта успел получить, еще когда его просто за победу на чемпионате мира давали, а потом кто-то умный решил, что ледовый спидвей — это вид спорта не особо распространенный, его немного стран культивируют, значит, и чемпион мира в этом виде спорта — не такая уж величина, славы и гордости от него и за него для страны чуть, так что одного, двух, трех чемпионств маловато будет. Но Димка-то — десятикратный! Ну, куда больше-то! Но… до сих пор — мастер спорта международного класса.

- А ведь действительно — не распространенный вид спорта.

- Согласен. Россия, северная Европа и частично центральная Европа. Но везде в Европе на мотогонках на льду — битком забитые стадионы. Помню Инцель — горнолыжный курорт, всемирно известный каток, который не раз принимал чемпионаты самого высокого уровня. Народ на наши заезды просто ломился. Та же картина в Берлине, голландском Ассене, да и у нас в стране. А звания… Так у нас теперь спортивные звания и за перетягивание каната дают. Без обид.

Если на трибуне Виталий Хомицевич с женой Светой и дочкой Викой, то обязательно выиграю те, за кого они болеют и переживают.
Если на трибуне Виталий Хомицевич с женой Светой и дочкой Викой, то обязательно выиграю те, за кого они болеют и переживают.

- Дела руководящие и личного времени много отнимают. Семья не жалуется?

- В отличие от времени моего участия в гонках мы хотя бы видимся ежедневно. Уже плюс (смеется).

- А хобби у вас есть?

- Да какое хобби, дел столько…

 

Новости спорта