Вы еще попробуйте его на интервью заполучить. Звоню вечером в начале седьмого, в ответ: «Перезвоните через час. У меня тренировка». Ну, через час, так через час. И на следующий звонок: «Выезжаю с «шанхая», буду минут через тридцать».
Понятно, почему первый вопрос к директору спортшколы «Юность-ДОСААФ» Виталию Хомичевичу именно об этом:
- Что за тренировка? Почему «шанхай»?
- Ну, попросили меня. Там ребята как-то одномоментно остались без кружков-секций, не бросать же их на улице. Пару раз в неделю занимаюсь с ними. Только вот гонят нас из пристроя, где байки стоят: мол, не положено и бензином пахнет. Понятно, что «не положено», но где технику ставить? Она, кстати, с пустыми баками хранится, топливо только на время тренировок заливаем. Ничего, решим и этот вопрос.
- У вас в школе три с половиной сотни подопечных…
- 361.
- Тем более. Плюс штат тренеров и другой персонал. На вас общение с властями, спонсорами, родителями, партнерами. Не хватает вопросов?
- Хватает, конечно. С детьми сейчас вопросы занятости в принципе непростые. Сидят дома — в гаджетах пропадают, вне дома без дела — могут во что-то нехорошее вляпаться.
- Да так всегда было…
- Не совсем так. Риск связаться с нехорошей компанией, понятно, присутствовал, но соблазнов все-таки вокруг поменьше было, а неравнодушной общественности вокруг побольше. И требования другие к подрастающему поколению были, а теперь приходят парнишки, возимся с техникой, просишь: «Подай крестовую отвертку», а он и не знает, что это такое. Говоришь: «С плюсиком» - а-а-а, понял.
- У вас в школе, что, дети сами технику ремонтируют?
- У нас в школе все дети технически грамотные. Цепь, колесо, газ-тормоз — они должны знать и понимать, как и что крутится, потому что от этого зависит их результат. Какой-то сложный ремонт если, то взрослые включаются, а с мелочевкой они сами должны справляться. И это совсем другое чувство, когда ты тренируешься или соревнуешься на технике, которую до винтика разбирал-собирал. Я и сам по этому пути прошел, так что ничего особенного в этом не вижу. Разбираться в технике, уметь водить — разве плохо?
- А сами какую технику водите?
- Любую. Кроме, конечно, авиа. Недавно трактор понадобился гусеничный для подготовки трассы. Едва нашел, спасибо УАЗу, а то все предприятия от таких уже практически избавились. Вот на тракторе том сам , где вираж делал, где трамплин нагребал. Не все время, понятно, за штурвалом сидел.
- Да, ваша спортшкола такая, что спортивные результаты от техники сильно зависят.
- Не меньше, чем наполовину. У нас четыре направления: картинг, мотоспорт, ВМХ и водно-моторный. То есть везде техника присутствует.
- Дорогая?
- Спорт вообще недешевое удовольствие. И чем выше классом спортсмен, тем дороже его экипировка, услуги тренеров, врачей, консультантов, питание, лечение и прочее. У нас, естественно, все проще, плюс многие расходы школа берет на себя, плюс помощь спонсоров и партнеров. И еще Китай здорово выручает.
- Серьезно?
- Почти. У нас ВМХ - велосипеды сплошь производства этой страны. Японским они, конечно, проигрывают, но обучение-то можно и на этих проводить. Стоимость на порядок ниже, цена на запчасти в разы меньше и их достать проще.
- А у вас был любимый мотоцикл?
- Не было нелюбимых. Поймите, каждый гонщик свой мотоцикл под себя настраивает. Нет какой-то марки, чтобы она сразу готова на все 100. От базовой комплектации мотоцикла мало что остается. Например, был у меня экземпляр: рама — голландская, мотор – «Ява», но и в нем карбюратор тюнинговый, вилка – немецкого производства и так далее. Шиповку колес делал сам, своими руками. Раскрас мотоцикла свой, эксклюзивный. В основном этим всем отец занимался и Евгений Стасюк, механик нашей школы, но и я участвовал. У меня парочка мотоциклов еще с соревновательных времен осталась, так недавно от финнов запрос пришел — продай. Времени уже лет семь-восемь прошло, а «самоделки» все еще востребованы. Да что говорить, я на такой же «самоделке» и свои первые соревнования выиграл — на мопеде (50 куб. см), который отец до соревновательного уровня довел. Мне тогда 11 лет было.
- До мирового чемпионства лет было больше, чем прожил…
- В 2003-м все решилось в последнем заезде. Немец Гюнтер Бауэр отставал всего на два очка, мотоцикл у него был отличный, просто великолепный, весь берлинский стадион за него болел. Но за счет победы над Гюнтером в предварительных заездах моя стартовая позиция была лучше. С нами в том заезде еще Володя Лумпов был и всеобщий любимец швед Пер-Олаф Серениус. Я заезд выиграл, а с ним и чемпионат.
- А на следующий год только второй. Подумать только, говорим о чемпионате мира и вроде как сожалеем: только второй. На таком уровне и вторым стать непросто.
- Там на самом деле та еще история приключилась. У меня было на очко больше, чем у Буланкина, то есть мне можно было приехать хоть каким, но впереди его. А Ване Иванову, другу моему каменскому, чтобы обойти Колю Красникова и получить место на пьедестале, в заезде нужно было занять место не ниже второго. То есть финал был чисто российским, хоть и опять в Берлине. Со старта Красников упал и был дисквалифицирован. Осталось нас трое. С повторного старта мы — Иванов и я — вырвались вперед и уверенно лидировали, а Буланкин ехал третьим. В общем, круг, второй, нас с Ваней все устраивает, мы все контролируем, и вдруг Ваня сбросил скорость, я, чтобы в него не врезаться, - тоже. И Дима Буланкин нас просто объехал и финишировал первым. А оказалось вот что: шел дождь, и в качестве защиты от капель мы приспособили картинговый визор (такая штуковина с лопастями, которые крутятся и воду сбивают, — она реально помогала). Ну, и по закону подлости, в самый ненужный момент эта приспособа у Вани начинает съезжать набок, он ничего не видит и сбрасывает газ. Я, конечно, за Буланкиным в погоню бросился, но уж больно фора большая была. И Ваня приехал третьим и на пьедестал не попал. Это был хороший урок: даже если все идет хорошо, продолжать контролировать ситуацию. Теперь мы с ним те моменты со смехом вспоминаем, с юмором, а тогда, конечно, расстроились.
- Успех 2003 года повторить так и не удалось, но вы пять раз становились чемпионом мира в команде, успешно выступали за разные клубы, попробовали себя за рубежом. И в вашем виде спорта можно выступать долго — пример того же Серениуса, который в 1978 году начал гонять на чемпионатах мира, а вы только родились; выросли и соревновались с ним на ледовых дорожках. Пер-Олаф до 68 выступал, еще один швед - Конни Фастессон - до 72. Почему закончили в 37?
- Я получил травму, стандартную гонщицкую — разрыв коленных связок. Ну, получил и получил, не первый же раз. Прооперировался в Челябинске, на этапе реабилитации выяснилось, что какой-то болт что-то там не так стягивает. В общем, нужна повторная операция, чуть ли не тяжелей первой, в противном случае о спорте надо забыть. Я раздумывал, заканчивать карьеру или нет, и тут подоспело предложение возглавить муниципальное бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд по техническим видам спорта города Каменска-Уральского». Я его принял.
- А на нынешней должности как оказались?
- Детско-юношеская спортивная школа автомотоспорта ДОСААФ в Каменске-Уральском появилась благодаря Владимиру Васильевичу Друзю. После его смерти по инерции ее воспитанники еще показывали высокие результаты, но уже в 2006-м я, мой брат Дмитрий, Даниил Иванов и Иван Иванов перебрались в Тольятти, вернее — вынуждены были перебраться. Чтобы было понятней: у нас на троих — я, Дима и Даня — семь личных мировых чемпионских титулов, а на всю четверку командного мирового золота — и не сосчитать, про серебро и бронзу вообще молчу. А мы тогда еще в силу только входили, большинство побед еще впереди, но в Каменске дела шли все хуже и хуже, и нас, гонщиков топ-уровня, многое не устраивало. К 2015-му школа еще функционировала, но с финансированием ее тогда было все непросто. И власти решили чисто организационно центр, который я возглавил, и школу ДОСААФ объединить. Так 22 октября 2015 года появилось муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Каменск-Уральская детско-юношеская спортивная школа по техническим видам спорта «Юность-ДОСААФ», а я стал ее руководителем.
- При всей популярности мотоспорта у нас в городе, это ведь все еще коммерчески невыгодный вид спорта. Конечно, по части техники вам где-то ДОСААФ подмогнет, где-то область выделит, а как те же соревнования проводить, если директор сам трактор ищет?
- Ну, это извечная головная боль. Только техническая часть — трасса, трибуны и так далее - это где-то полмиллиона. А за билеты вот на последних соревнованиях мы порядка 200 тысяч выручили. Недостающие средства изыскали благодаря тому, что у школы имеются автомойка, лодочная станция…
- Скоро и кораблик прогулочный появится.
- Да. Хотим назвать - «Ласточка». Пока он в стадии обкатки, до ума доводим.
- Директорские дела не надоедают? Не хочется самому в седло и — в гонку?
- Не особенно. Хотя на какие-нибудь выставочные заезды — почему бы и нет? Вот Гюнтер Бауэр не так давно звонил — приглашал на свою прощальную гонку. Я уж, было, собрался, у меня и виза еще действующая, и маршрут мы с Александром Балашовым, его тоже пригласили, продумали — как добираться будем до места. Но Гюнтер перезвонил, извинился, сказал, что мероприятия с участием российских спортсменов не разрешают. Не сложилось.
- Все течет — все меняется. У каменских болельщиков теперь тоже настроение другое, другие разговоры.
- Раньше зритель на гонки приходил: о, я с этим в школе учился, а я с этим во дворе жил, а мне вон тот через дядьку родственник. Все это сближает спортсмена и зрителя, роднит. А теперь приходится слышать: за кого болеть? Обидно. Но есть в этом доля истины. Нужны новые звезды — собственные, не привозные. Будем искать, будем тренировать.
- Ориентация на местные кадры — это здорово. Может, кто из воспитанников Дмитрия умножит гонщицкую славу Каменску…
- Да, стартовал брат на тренерском поприще очень хорошо. На прошедшем первенстве УрФО в каждом классе его ученик на пьедестале.
- А как так получилось, что вы — шестикратный чемпион мира — заслуженный, а он — десятикратный — только международник?
- Для себя я думаю так: я звание заслуженного мастера спорта успел получить, еще когда его просто за победу на чемпионате мира давали, а потом кто-то умный решил, что ледовый спидвей — это вид спорта не особо распространенный, его немного стран культивируют, значит, и чемпион мира в этом виде спорта — не такая уж величина, славы и гордости от него и за него для страны чуть, так что одного, двух, трех чемпионств маловато будет. Но Димка-то — десятикратный! Ну, куда больше-то! Но… до сих пор — мастер спорта международного класса.
- А ведь действительно — не распространенный вид спорта.
- Согласен. Россия, северная Европа и частично центральная Европа. Но везде в Европе на мотогонках на льду — битком забитые стадионы. Помню Инцель — горнолыжный курорт, всемирно известный каток, который не раз принимал чемпионаты самого высокого уровня. Народ на наши заезды просто ломился. Та же картина в Берлине, голландском Ассене, да и у нас в стране. А звания… Так у нас теперь спортивные звания и за перетягивание каната дают. Без обид.
- Дела руководящие и личного времени много отнимают. Семья не жалуется?
- В отличие от времени моего участия в гонках мы хотя бы видимся ежедневно. Уже плюс (смеется).
- А хобби у вас есть?
- Да какое хобби, дел столько…